Условия нахождения водителей 11 фур с яблоками, задержанных 26 июня из-за санкционного товара и по сей день находящихся на Троицком таможенном посту, не представляют угрозы жизни и здоровью. Об этом сообщила уполномоченный по правам человека в регионе Маргарита Павлова после выездной проверки. Представитель перевозчика Пётр Лесников заявил, что после этой проверки сотрудники таможни начали прессинговать водителей, заставляя их перевезти груз в Южноуральск. При этом в предложенных на подпись документах «потерялась» дата, утверждает юрист.

На Троицком таможенном посту задержали 214 тонн яблок стоимостью 16 миллионов рублей

После того, как 11 фур с фруктами простояли под охраной водителей на таможенном посту в Троицке восемь дней, перевозчик — казахстанская компания ТОО FRUIT TRANS — направил обращения сразу в несколько инстанций: от посольства Казахстана в РФ и Федеральной таможенной службы до Генпрокуратуры и полпреда президента в УрФО.

— Обращаюсь в защиту прав 11 водителей, следовавших по единой таможенной территории ЕАЭС из республики Казахстан в Россию на автомобилях со скоропортящимся товаром, задержанных 26 июня на МАПП Бугристое, — написал директор FRUIT TRANS Чингиз Забулла оглы Мирзоев. — В 30-градусную жару они вынуждены находиться на территории Троицкого таможенного поста, где по воле должностных лиц таможни и в нарушение закона лишены элементарных условий к нормальному существованию. Нет возможности помыться, нормально поесть, отдохнуть, справить естественную нужду. Причина задержания водителям не сообщена. Большинство водителей — люди пожилого возраста, 52–59 лет. Деньги на еду и воду закончились, никто не планировал сидеть на таможенном посту так долго...

По этому обращению 5 июля на пограничном посту побывал помощник уполномоченного в Троицком районе.

— Выяснилось, что у сотрудников таможни возникли подозрения о ввозе на территорию Российской Федерации санкционных продуктов, — рассказала региональный омбудсмен Маргарита Павлова. — Яблоки были упакованы в коробки, с которых были сорваны старые этикетки Польши и наклеены на их место маркировки Кыргызстана. Яблоки направлены на экспертизу. Условия нахождения водителей на таможне не представляли угрозы жизни и здоровью, была вода и еда, но денежные средства уже заканчивались. Ночевали водители в машинах. По сообщению сотрудников поста, водителей отпустят уже сегодня, 6 июля, а товар в случае подтверждения его происхождения из Евросоюза будет конфискован. Претензий к водителям у сотрудников таможни нет, самих водителей не задерживали: им предлагали выгрузить товар и уехать на своих фурах.

Беседуя с представителем уполномоченного, водители пожаловались на отсутствие санитарных условий.

— Однако в посёлке Южный есть возможность помыться, переночевать за плату, — уточнила Маргарита Павлова. — Водители также могут переночевать у родственников, проживающих в близлежащих населённых пунктах. Одному из водителей стало плохо, ему была оказана медицинская помощь скорой, от госпитализации он отказался. Мы продолжим держать ситуацию на контроле.

Между тем управляющий партнёр юридической компании «Лесников и Партнеры» Пётр Лесников, который представляет интересы владельца груза — челябинской компании «АГАПАС-ВЭД», продавца — ТОО «Багира 2011-kz» и перевозчика ТОО FRUIT TRANS, заявил, что после визита представителя омбудсмена у водителей начались проблемы.

— Вчера представитель уполномоченного по правам человека в Челябинской области приезжал на таможенный пост и сказал, что если к вечеру пятницы таможенники не примут решение по грузу, то уполномоченный перейдёт к серьёзным мерам, — рассказал 74.ru Пётр Лесников. — И после этого начался жёсткий прессинг водителей со стороны таможенного органа. Им угрожают уголовным преследованием, вызовом ОМОНа, и что всех под автоматами переместят в Южноуральск для разгрузки товара. Водителям предлагали оформить документы об изъятии груза, и убеждали их 5 июля расписаться в документах, датированных 26 июня.

По словам юриста, сегодня таможня готовит постановление об изъятии товара у каждого водителя.

— На мой взгляд, эти документы оформлены весьма коряво, — считает Пётр Лесников. — В постановлениях указано, что у водителей обнаружены запрещённые к перемещению яблоки, которые нужно изъять. Но не поясняется, когда их обнаружили и на каком основании запрещён их ввоз. Не указывается: это всё-таки «санкционка» или есть какие-то иные причины, о которых нам до сих пор неизвестно? В постановлениях местом составления указана железнодорожная станция в Южноуральске, хотя машины стоят в Троицке. И выдать эти документы водителям обещают уже в Южноуральске.

Фуры с фруктами стоят на таможенном посту уже 10 дней.

— И всё это время водителей прессингуют, пытаются убедить, что их бросили и забыли, что ни покупатель, ни продавец товара на связь с таможенниками не выходят, что водители оказались заложниками ситуации, — продолжает Пётр Лесников. — Но это же не так! Действуя на основании доверенностей от имени продавца из Казахстана, челябинского покупателя и перевозчика, 2 июля я подал заявления в Челябинскую таможню и Челябинскую транспортную прокуратуру. Копии доверенностей приложил к заявлениям. Заявления зарегистрированы. В них, кстати, указаны три моих номера телефонов, адрес электронной почты и сайт. Со мной невозможно не связаться...

Представитель бизнесменов настаивает, что если таможенники готовы изъять товар и поместить его на склад, то делать это они должны на Троицком посту, где сейчас и находятся грузовики.

— Есть постановление об изъятии товара? Так изымайте яблоки там, где грузовики стоят! — говорит Пётр Лесников. — Зачем гнать водителей в Южноуральск? Пусть таможенники разгружают эти 214 тонн яблок и перемещают потом, куда хотят. Есть опасения у собственников груза и водителей, что под предлогом «отпустить как можно скорее» сотрудники таможни на складе в Южноуральске поставят водителей в безвыходное положение, и им придётся платить за разгрузку и хранение товара на складе. Пока документы говорят именно об этом. Из-за всей этой напряжённой ситуации водители уже срываются на истерики. Они боятся оказаться крайними.

— В четверг водители были согласны выгрузить товар и покинуть Российскую Федерацию на пустых машинах, но после совещания с лицами, имеющими отношение к товару, их мнение поменялось кардинально, — прокомментировали в пресс-службе Челябинской таможни. — И сегодня в назначенное в уведомлении время водители фур не явились на специализированный склад, где есть все условия для хранения яблок. Мы были готовы провести все необходимые процедуры в максимально короткие сроки, но пока это не представляется возможным.

На госгранице в Челябинской области регулярно задерживают спорный товар. В конце июня в Брединском районе таможенники тормознули 20 тонн польских яблок, которые ввезли в Россию через Казахстан. Санкционный товар предназначался для продажи в Самаре. Его уничтожили на специализированном полигоне.

В ноябре прошлого года на границе России и Казахстана на Южном Урале задержали пять фур со 122 тоннами польских груш и яблок. Это самая крупная партия санкционных продуктов, выявленная на Урале со времён введения эмбарго.